dehaze
Статья в журнале "Деловая Россия" № 1-2. 2020 г.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОЩЬ ТИТАНА: 70 ЛЕТ СЛОЖНЕЙШИХ КОНСТРУКТОРСКИХ РЕШЕНИЙ

В январе исполнилось 70 лет продуктивной деятельности Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) Федерального научно-производственного центра «Титан-Баррикады» – легендарного волгоградского предприятия с более чем вековой историей. АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» обеспечивает полный цикл создания современного вооружения и востребованной высокотехнологичной гражданской продукции: от формирования технических предложений до изготовления опытных образцов, выпуска серийных изделий и их последующего обслуживания. ЦКБ – ключевое звено этой огромной многоплановой работы. Именно здесь рождаются конструкторские решения, ложащиеся в основу уникальной продукции Федерального научно-производственного центра.

Профессиональный почерк конструкторов предприятия хорошо знаком широкому кругу деловых партнёров волгоградцев: это умение работать по широкому спектру направлений, внимание к каждой детали и доказанная эффективность предлагаемых решений. Интеллектуальный потенциал ЦКБ «Титан-Баррикады» – залог того, что поставленные задачи будут решены на высочайшем уровне, подчёркивают сегодня самые серьёзные специалисты оборонной отрасли.

Сила конструкторов – слава предприятия

Конструкторский потенциал коллектива стал формироваться ещё до войны. Первый значительный успех пришёл к коллективу ЦКБ в 1939–1940-е годы, когда конструкторами завода «Баррикады», как тогда называлось предприятие, под руководством знаменитого создателя артиллерийского вооружения И.И. Иванова были созданы самые эффективные отечественные орудийные комплексы – «Триплекс» и «Дуплекс». Они стали ключевой ударной силой на линии Маннергейма.

Великая Отечественная вписала в историю предприятия и конкретно конструкторского коллектива страницы не только страшные, но и героические. Люди не покидали рабочих мест сутками, сражались с врагом на подступах к заводу в составе отрядов народного ополчения, а после эвакуации продолжили выполнять заказы для фронта на предприятиях 17 городов страны. В частности, сталинградцам принадлежит серьезный вклад в создание 85-мм пушки для танка Т-34, благодаря чему знаменитая «тридцатьчетверка» прославилась как лучший танк Второй Мировой. За эту работу бывший главный конструктор И.И. Иванов и будущий главный конструктор предприятия Г.И. Сергеев были удостоены Сталинской премии 1-й степени.

В ходе боёв за Сталинград «Баррикады» были практически уничтожены, промышленный гигант пришлось восстанавливать из руин. Однако с окончанием войны производство не просто возобновилось – было существенно расширено. Помимо оборонной, здесь стали выпускать продукцию гражданского назначения: буровые установки, экскаваторы, поковки роторов для электростанций, и каждая из работ начиналась в конструкторских подразделениях. А с наступлением 1950 года в летописи завода открылась новая глава.

Специальное, Особое, Центральное. Новый вектор развития.

28 января 1950 года стало отправной точкой активного развития волгоградского оборонного предприятия во второй половине двадцатого века и начале 21-го. Приказом министра вооружения СССР здесь создаётся Специальное конструкторское бюро по проектированию и отработке крупных морских и сухопутных артиллерийских систем, в скором времени переросшее в Особое конструкторское бюро, в дальнейшем – Центральное конструкторское бюро. Так на заводе начался выпуск продукции по конструкторской документации собственной разработки, и эта техника по праву вошла в ряд лучшей, самой мощной, не имеющей мировых аналогов.

Послужной список коллектива ширился от десятилетия к десятилетию, становясь всё более впечатляющим. В 50-х его открывали оборудование для исследовательского теплофизического корпуса и силовой атомной энергетической установки первого в мире атомного ледокола «Ленин», для старта первого пилотируемого космического корабля «Восток». В дальнейшем он был расширен за счёт разработанных  здесь наземных  агрегатов лучших отечественных ракетных комплексов и артсистем: «Луна-М», «Темп-С», «Темп-2С», «Точка», «Точка-У», «Ока», «Пионер», «Тополь», «Скорость», «Курьер», «Тополь-М», «Искандер-М», «Ярс», «Булава», 203-мм пушки для САУ «Пион», 152-мм гаубиц «Мста-Б», «Мста-С», артиллерийского комплекса береговой обороны «Берег» и другой уникальной техники в интересах укрепления обороноспособности страны, а также десятков видов высокотехнологичного оборудования для атомной энергетики и нефтегазодобычи, идущего в том числе на экспорт.

– За 70 лет ЦКБ (СКБ, ОКБ) пройден большой и славный путь, созданы изделия мирового уровня для армии страны, наукоемкой гражданской продукции, которой мы по праву гордимся, – подчеркивает генеральный директор и генеральный конструктор АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады», Герой Труда России, член-корр. РАН Виктор Александрович Шурыгин. – Успех давался ценой колоссальных усилий. Легких периодов в работе ЦКБ не было. Яркий тому пример – девяностые годы, когда конструкторы приступили к работе в качестве самостоятельного предприятия ЦКБ «Титан».

Титан конструкторской мысли

ЦКБ выделилось из состава «Баррикад» в 1991 г.

– Начало любого дела – всегда сложный этап. В данном случае он наложился на труднейшие перестроечные годы с многообразием их проблем, – вспоминает руководитель компании. – Но мы сделали всё, чтобы их преодолеть, много и упорно работая над созданием высокотехнологичной производственной базы предприятия и высокопрофессионального коллектива разработчиков, способного к достижению эффективного результата, рассказывает Виктор Александрович.

Именно в «лихие» 90-е, когда гособоронзаказ сократился до минимума, коллективом ЦКБ «Титан» под руководством В.А. Шурыгина был создан целый ряд востребованных рынком изделий гражданского назначения, включая пусковые стенды и установки для транспортабельных ракетно-космических комплексов «Старт», мобильный комплекс для глубокопроникающего гидроразрыва нефтяных и газовых пластов, комплекс вспомогательного оборудования и АСУТП для уничтожения запасов химического оружия в п. Горный Саратовской области,  реализован проект модернизации шлюзов Беломоро-Балтийского канала, АСУТП и комплект электрооборудования комплексной автоматизации второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на р. Дон. Ну и, конечно, главной гордостью волгоградцев оставалась техника для армии, именно в этот период были созданы агрегаты РК «Тополь-М», «Искандер-М», артиллерийский комплекс береговой обороны АК-222 «Берег», разработаны и переданы в серийное производство самоходная установка мобильной унифицированной радиолокационной станции разведки «Кредо-1С», технологические агрегаты для РК «Булава-30» и др.

 Умножая возможности

Важнейшей вехой в истории ФНПЦ «Титан-Баррикады» стал 2014 год, когда было решено вновь объединить интеллект и производство, ЦКБ «Титан» и ПО «Баррикады». Мощный эффект не заставил себя ждать: были достигнуты новые рубежи эффективности работы.

Сегодня ЦКБ продолжает традиции конструкторов и заводчан предыдущих поколений, создавая уникальные по своим характеристикам машины для армии и прогрессивную гражданскую продукцию высочайшего уровня. Активно ведется работа над перспективной тематикой. В числе ярких достижений последних лет – участие коллектива в разработке и производстве РК «Ярс», за создание которого В.А. Шурыгин удостоен Государственной премии РФ. В гражданской сфере одним из наиболее интересных направлений остается развитие нефтегазодобычи на морском шельфе. Выполняя поручение Президента РФ по диверсификации ОПК, предприятие в уже сложившемся сотрудничестве с ведущими научно-производственными центрами страны принимает активное участие в разработке современного импортозамещающего подводного устьевого оборудования для освоения ресурсов морского шельфа. В конце 2019 года в рамках выполнения госконтракта с Минпромторгом России волгоградскими конструкторами был спроектирован, а заводчанами изготовлен опытный образец крайне сложного элемента системы подводной добычи: подвеска насосно-компрессорной трубы для обустройства Южно-Киринского НГКМ и инструменты, необходимые для ее спуска, установки, тестирования и извлечения. В течение 30 лет НКТ должна будет удерживать колонну труб весом 300 тонн при номинальном рабочем давлении 690 атмосфер и воздействии агрессивных сред и перепадов давлений и температур. Работа была представлена на 9 Петербургском международном нефтегазовом форуме. Также здесь провели проработку конструкции оборудования для разведочного бурения нефтегазовых скважин и обустройства месторождений углеводородов на континентальном шельфе арктических морей.

Так что сегодня с полным основанием можно говорить: бренд «Титан-Баррикады» держится не на громкой славе прошлого века, а на современных успехах. И во многом благодаря усилиям специалистов Центрального конструкторского бюро.

Хорошая школа

За семьдесят лет работы здесь сформировалась собственная конструкторская школа, помогающая поддерживать и развивать высокий интеллектуальный потенциал коллектива. Но основополагающая роль по-прежнему отводится начальному звену профессиональной подготовки специалистов, вузовской. Работа кафедры «Автоматические установки» Волгоградского технического университета на базе ФНПЦ «Титан-Баррикады» – пример взаимодействия науки и производства. В канун 90-летнего юбилея легендарного МАИ (национального исследовательского университета) стоит подчеркнуть вклад этого учебного заведения в развитие волгоградского ЦКБ: Московский авиационный институт стал Альма матер для ряда представителей нынешнего ядра конструкторского коллектива «ФНПЦ «Титан-Баррикады». Отсюда, в частности, началось профессиональное становление В.А. Шурыгина, выпускника факультета «Летательные аппараты» 1969 года.

– Заведовал нашей кафедрой академик Василий Павлович Мишин – первый заместитель Сергея Павловича Королёва, один из руководителей разработки первых отечественных баллистических ракет, – вспоминает Виктор Александрович. – Мишиным были предложены многие проектно-конструкторские решения, позволившие реализовать уникальную схему первой в мире космической ракеты-носителя и обеспечившие возможность ее последующей глубокой модификации и экономически эффективного использования. Академик руководил работами по лунной программе, созданием первой в мире советской орбитальной станции «Салют» и нескольких модификаций транспортного корабля «Союз», в том числе и предназначенной для выполнения программы «Союз-Аполлон» в 1975 году. Вот такой выдающийся человек  руководил образовательным процессом, и не только в годы моей учёбы – порядка 30 лет.

При этом МАИ давал будущим конструкторам не просто высокий уровень квалификации, но и «горение» профессией.

– Лекции читали представители лучшей столичной профессуры, военспецы, космонавты, поэтому интерес к делу у тех, кто приходил осваивать профессию, был нешуточным, и профессиональная база закладывалась надежная, – Подчёркивает Ви4ктор Александрович.